Молодёжная команда «Динамо-Барнаул» сыграет товарищеский матч против «Темпа»

подробнее →

Динамовцы вернулись со сборов и приступили к тренировкам в манеже

подробнее →

Страшная трагедия произошла в концертном зале «Крокус Сити холл»

подробнее →

В заключительном матче сборов в Новороссийске динамовцы крупно уступают ФК «Анапа»

подробнее →
Предыдущий матч
Стадион "АО НПК Уралвагонзавод" (г.Нижний Тагил)
Первенство России. LEON-Вторая лига Б 2023
12 ноября 2023
Следующий матч
Стадион "Новотроицк" (г.Новотроицк)
LEON-Первенство по футболу среди команд Второй Лиги «Дивизион Б» сезона 2024 года
13 апреля 2024 00:00
27 октября 2018 18:30

Вадим Визе: В России разбор игры строится через работу над ошибками, что в принципе воспитывает неудачника.

Корреспонденты «Матч-ТВ» поговорили со спортивным психологом Вадимом Визе, уроженцем Алтайского края, бывшим футболистом рубцовского «Торпедо», пять лет проработавшем в академии «Спартака», а сейчас спортивным специалистом, который ездит в лучшие футбольные академии мира и заседает в специализированных президиумах по вопросам психологии.

- Как строится работа в европейских футбольных академиях?

- В испанской академии Бильбао на всех разборах говорят не тренеры, а дети. В этой системе ребенок сам полноправный член тренировочно-воспитательного процесса. Вплоть до того, что во время «квадрата», если что-то не получается, то тренер может остановить занятие и сказать: «У вас 30 секунд определить свое решение, почему не получается». И они должны рассказать.

В России разбор игры строится через работу над ошибками, что в принципе воспитывает неудачника. Когда парень доходит до профессионального уровня, он думает: «Да я столько ошибок делаю, мне никогда не играть тут». А в Бильбао разбор выглядит так: смотрят игру по видео, периодически останавливают на определенных моментах. Выходят трое ребят, и они должны высказать свое мнение: как могло бы быть, куда надо было отдать пас, где свободное пространство, как было бы идеально исполнить момент. С 12 лет такое у них происходит. И у главной команды очень хорошие результаты – она ни разу не вылетала из испанской примеры, хотя играет лишь своими воспитанниками. Потрясающая академия. Идет не только нравственное, личностное, но и интеллектуальное воспитание. Они эту систему переносят на различные процессы в команде. К примеру, как себя ввести во время конфликта, что делать.

Есть очень тронувшая меня история тренера сборной Уругвая – Оскара Табареса. Когда после провала команды в начале 2000-х, его позвали в сборную, первое, что он сказал: «Мы должны построить замечательную базу для сборной, куда будут приезжать в юношеские сборные — 13-17-летние футболисты. Она должна быть такой, чтобы они гордились, что попали туда». И первое, что ребята видят в академии, это не поля и бутсы, а самого Оскара Табареса.

Он ведь работал учителем начальных классов после карьеры футболиста, получил соответствующее образование. И Табарес читает им полуторачасовую историческо-воспитательную лекцию: почему уругвайцы должны гордиться своей историей; кто лучшие игроки; как развивалась страна; что значит менталитет уругвайцев, и так далее. Это производит потрясающий эффект: эти ребята потом готовы делать все, что скажет Табарес. Уругвай называют сборной бегающих звезд. Где скажет, там и будут играть: обороняться — значит, буду обороняться. Табарес, который, несмотря на болезнь, продолжает тренировать и воспитывать, для них символ, знамя.

А еще вы знаете, что Хиддинк 8 лет работал учителем физкультуры в школе для трудных подростков? Директором там был его отец. Вот эти люди понимают, как важно правильное воспитание в футболе. У нас с этим пока сложнее.

В некоторых академиях развита школа ментора, наставничества. В лондонском «Арсенале» раньше (не знаю, как сейчас), например, за центральным защитником основной команды были закреплены защитники из академии, за основным нападающим – форварды из академии. И так далее. И когда автобус «Арсенала» заезжал на базу, то каждый юный игрок бежал к своему наставнику. Они прям знали друг друга в лицо. Менторы спрашивали, как дела. Подсказывали в каких-то в футбольных вопросах, куда открываться в том или ином моменте. Или просто говорили о бытовых вещах. Одно дело, когда тебе подсказывает тренер, а другое – человек, забивающий 20 голов за сезон. Ты гордишься этим. Плюс главное: понимаешь, что он, этот суперигрок, обычный человек. У него бабушка, допустим (так же как и твоя), печет пироги. Молодые ребята понимают, что когда-то и они могут такими стать. Что это не небожители. Это очень многие значит.

В Европе психологи уже часть не только детского футбола, но и взрослого?

- Можете посмотреть такой фильм «Люди Лучо». Это один день из жизни Луиса Энрике, когда он тренировал «Барселону». Там есть двухминутка, где он рассказывает про психолога. Тот всегда с ним на тренерской скамейке, всегда рядом с полем. Показывают, например, команда приехала матч Лиги чемпионов: первым выходит Энрике, а психолог (Хоакин Вальдес его зовут) появляется вторым-третьим.

Анчелотти помогает Бруно Демикелис, который всю жизнь работает на «Сан-Сиро». Он приезжал к нему везде: и в «Челси», и в «Баварии». Свен-Еран Эрикссон написал книгу в соавторстве со своим психологом – «О футболе» называется. Там много интересного. За рубежом работа в этом направлении ведется давно, широко и глубоко. В частности, помогает, чтобы тренер вел себя правильно с детьми, а не орал на них, бегая вдоль поля: «Куда ты отдаешь?» Подобное психологическое давление, наверное, самое большое испытание, которое обрушивается на ребенка в футболе. К сожалению, в России это встречается регулярно.

- Однажды был на детском матче, где тренер постоянно орал на детей. Поспрашивал родителей, они сказали: «Дисциплина».

- Просто они не видели, как люди работают на Западе. Можно доносить все другими способами. Спокойно и доброжелательно. Заслуженный тренер России Борис Игнатьев недавно вернулся из Испании, где побывал в академиях «Валенсии» и «Эльче». Рассказал, что не увидел ни одного тренера, который бы был не подтянут, не улыбчив и не внимателен к детям.

В Бильбао все выглядит еще интереснее. Когда был у них на тренировке старший тренер академии «Зенит» Иван Шабаров, увидел, что один мальчик сам подошел к тренеру после занятия и что-то сказал. О чем говорили, спросил Шабаров. Тренер отвечает: «Вот подошел, сказал, что на этой неделе, как ему показалось, я мало внимания обращал на него. Говорит, можно ли почаще делать замечания или просто какие-то советы давать? А то он боится, что будет хуже развиваться». Парню – 13 лет. Это снова о воспитании и саморазвитии в их академии.

Тренер обнял парня за плечо, обратился по имени и ответил: «Конечно! Все хорошо — договорились». Другой менталитет. Да, эти ссылки на иную ментальность уже притча во языцех. На самом деле если культура тренера соответствует, если психолог обучен, то можно черпать огромные запасы будущего мастерства наших юных футболистов. Потому что этот котлован не выработан. В техническом плане – достаточно, в физическом – мы вообще впереди планеты всей, методически с 50-х годов у нас все шикарно. Но в плане психологии – сложно.

- Российские футболисты ужасно переживают стрессовые ситуации: как теперь кажется, сборная играла плохо перед ЧМ только из-за сумасшедшего давления, потому что нельзя научиться играть за две недели; наша команда раз в десять лет побеждает, когда пропускает первой; на больших турнирах игроки зачастую бояться идти в дриблинг, рисковать, а каждая ошибка вводит их в ступор. Это может отчасти быть результатом работы детских тренеров через крик?

- Сто процентов. В итальянской книге «Руководство по технике» в самом начале есть такая фраза: «Футбол – это игра, где обучение ведется через развлечение». А у нас это сразу серьезный результат, фразы вроде «ты навредил команде», «ты предал». А ребенок просто хочет играть в футбол.

Это касается и тренеров. Помните, когда Анчелотти проиграл финал Лиги чемпионов «Ливерпулю», ведя 3:0? Как он потом рассказывал в интервью, после матча он пошел гулять по набережной Стамбула. Шел и думал: «Осталась ли у меня страсть к футболу, как меня учили в детстве? Осталась. А в принципе мои ребята хорошо играли? Да. Пусть провалили 9 минут, но остальное время играли хорошо. Так если страсть осталась, то иди и работой дальше».

И он пошел наслаждаться набережной Стамбула, красивыми огнями на ней. А на следующий год выиграл Лигу чемпионов. Думаю, наш тренер бы после такого поражения мог в больницу уехать. Потому что научили так: теперь все будут думать, что я плохой.

Сейчас тренерам необходимо уделять психологической подготовке такое же внимание, какое они уделяют технической, тактической и физической. На данный момент, когда тренер после игры сообщает: «Мы проиграли сегодня по психологическим мотивам», я вас уверяю, большинство его подопечных не знают, о чем он говорит. Эволюция футбола требует изменений, и они все равно наступят.

Источник: «Матч-ТВ»(В сокращении)


Рубрики: Главные новости, Интервью
Поделиться:
Турнирная таблица
м
команда
и
о
1
Акрон-2
0
0
2
Амкар-Пермь
0
0
3
Волна
0
0
4
Динамо
0
0
5
Динамо-Барнаул
0
0
6
Крылья Советов-2
0
0
7
Лада-Тольятти
0
0
8
Носта
0
0
9
Оренбург-2
0
0
10
Пари НН-2
0
0
11
Рубин-2
0
0
12
Сокол
0
0
13
Урал-2
0
0
14
Уралец-ТС
0
0
Подробная таблица